Методика обучения Методика обучения

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Достаточно часто (почти всегда) во время проекта мы проводим обучение пользователей, и проводим различные обучающие мероприятия. Иногда клиенты спрашивают, что такое обучение в нашем понимании, как оно проходит, и так далее.
Я решил собрать разные варианты и описать их все в одном месте.
Задайте нам вопрос

Наши подходы к обучению

Итак, проектов без обучения не бывает почти никогда. Кроме, разве что, тех редких случаев, когда пользователи уже все отлично умеют сами. Так тоже бывает. Мы разделяем момент понимания того, какие функции выполняют пользователи, и момент обучения их этим функциям в новой системе. Сейчас поясню.

КОГДА-ТО ДАВНО МЫ ДЕЛАЛИ ТАК:

  • Готовили систему, все настраивали, загружали данные, приходили к пользователям, и начинали показывать/обучать. А пользователи смотрели и говорили «ой, а еще я делаю А, В, и С, а D который вы показываете я не делаю никогда, а Е – делаю совсем по-другому».

  • Получалось плохо – на этапе обучения вдруг возникали новые задачи по настройке системы, а то и по доработкам, которые ранее не возникли, потому что мы получали требования только от руководителей отделов/департаментов/компании в целом.

  • А руководство компании-заказчика говорило нам «а что вы хотите, если Вася так работает и ему так удобно, надо чтобы так и было». В этот момент, как вы понимаете, диаграмму Гантта можно снять со стены, свернуть в шарик и сыграть ей в баскетбол прямо в мусорную корзину – проект пошел вразнос.

А ТЕПЕРЬ МЫ ДЕЛАЕМ ТАК:

  • Ходим по пользователям, и въедливо, дотошно, детально, выписываем все что они делают. Шаг за шагом. Кнопка за кнопкой. Эксель за экселем. Оформляем, распечатываем и подписываем у пользователя с текстом типа «в данном документе точно перечислены все, выполняемые мной, действия, других работ в ИС я не выполняю». Иногда мы бываем страшными бюрократами.

  • Идем с этими документами к руководству, показываем их, обсуждаем, оставляем как есть (в новой системе процессы будут такие-же), или меняем в рамках общей реорганизации (реорганизация учета и управления происходит в ходе проекта практически всегда, но так мы по крайней мере знаем, какие пользователи «постарадают»).

  • По описанным таким образом ролям, По описанным таким образом ролям,

Детально описываем роли

В общем случае, для того чтобы провести обучение, в самом начале проекта, при обследовании бизнеса заказчика, мы проводим опрос будущих счастливых пользователей новой системы. Мы просим их рассказать и показать, на каких участах они работают, и что они делают. Перечисляем и письменно фиксируем каждую задачку каждого человека. Вводишь новые позиции номенклатуры? Редактируешь? Создаешь заказы поставщикам на основании заказов покупателей? Все будет зафиксировано.

В зависимости от степени регламентации проекта (определяем сами, или по предложению Заказчика), эти документы могут быть распечатаны и подписаны пользователями. На всякий случай, чтобы никто потом не «забыл» что он делает, а что – нет.

Подготовка памяток

Мы готовим памятки с картинками, текстами и стрелочками. Иногда спрашивают – в системе же и так есть встроенный хелп. Или даже «в поставку ведь входят желто-красные книги, там все написано», зачем нам памятки? Если вы пробовали разобраться в незнакомом 1С продукте по хелпу, вы бы не стали задавать такой вопрос :)

Нет, конечно и хелп, и книги – всеобъемлющи. Они охватывают весь функционал системы и подробно его описывают. Но выполнены они скорее, как справочники (да они и есть справочники). Вы легко найдете там описание любого документа и всех «галочек» и «полей» в нем, но врядли быстро разберетесь, какую собственно говоря цепочку действий в системе необходимо предпринять, чтобы достичь нужного результата.

Наши памятки каждый раз, под каждое предприятие и каждого пользователя, пишутся заново (ок, иногда нам везет, и можно использовать что-то ранее сделанное). Мы в памятках описываем процесс работы каждого конкретного рабочего места, в каждом конкретном случае. С картинками. Понятным человеческим языком. Наши памятки любят, их читают на ночь, но не чтобы заснуть.

Подготовка тест-кейсов

Строго говоря, тест-кейсы нужны не только для того, чтобы учить пользователей. И даже совсем не для этого, а для того чтобы и мы, и наш заказчик (возможно, вы), имели единый взгляд на последовательность действий пользователя в системе, и ожидаемую реакцию системы.

Но они являются отличными «задачниками» для дальнейшего этапа. Если с пользователями дело идет туго, мы будем «гонять» их по тест-кейсам в новой системе.

Индивидуальное или групповое обучение с практикой

Собственно, обучение.

Обучение всегда проводит профессионал высочайшего класса, знающий внедряемую систему как свои 5 пальцев. Это нужно для того, чтобы он/она не просто проговорил заученный текст, а искренне и глубоко понимал, почему система работает именно так. И конечно мог ответить на любые вопросы из серии «шаг влево, шаг вправо».

Обучение всегда состоит из небольшой демонстрации того, как работает участок, и практике пользователя по отработке его действий на своем участке. Чем больше участков, тем больше будет отдельных обучений.

Обучение может быть, как индивидуальным (с каждым человеком садятся рядом и показывают ему его блок, а затем просят все сделать самостоятельно), так и в группе.

Если у вас очень много пользователей, мы рекомендуем выделять ответственных лиц по участкам (наиболее опытных, толковых, быстро-схватывающих пользователей). Мы обучаем их, а они уже обучают остальных и отвечают на первые вопросы коллег. Учитывая, что в поддержку им выступают памятки, это работает.

Тестирование навыков

Иногда отдельного этапа тестирования нет – когда пользователи опытные, и в ходе предыдущего этапа они выполняют практические задания (под присмотром консультанта) без проблем.

Но если пользователи видят 1С впервые в жизни, или их квалификация оставляет желать лучшего, мы продумываем и организуем самое настоящее тестирование – с практической (в основном) и теоретической (в меньшей степени) частью.

Исходя из ранее описанный ролей, мы готовим набор «сквозных примеров» (последовательность задач, которые необходимо выполнить для достижения результата – например, чтобы оприходовать товар на склад, или провести платеж от заявки до отражения факта списания). Даем задачки, даем базу, выделяем время, следим чтобы не списывали друг у друга :)

Оцениваем качество усвоения материала, и дообучаем если необходимо.

Опытная эксплуатация

Опытная эксплуатация – очень важный этап внедрения информационной системы. Он не является обязательным (в небольших проектах, или при запуске отдельного участка он может отсутствовать).

Но когда он есть, он так же является отличным практикумом для пользователей. Что пользователь понял, что запомнил, а что нет – проверяется в условиях максимально приближенных к боевым, в том числе с точки зрения получаемого стресса. При этом без риска завалить запуск.

Поддержка

Как пользователей не обучай, кто-то что-то забудет. Или в самом разгаре внедрения придет новый человек. А то еще и не один. Так что поддержку в течение 2 недель (как минимум) мы включаем в проект по умолчанию. И даже не просите ее убрать!

Корада
123022, Россия, Москва, Метро «Улица 1905 года» ул. Б. Декабрьская, Дом 1 (вход со стороны двора) Москва Московская область
55.764649244784 37.559671178647
+7 (499) 753-44-18 info@corada.ru с 9:00 до 19:00 от 2200 рублей/час
Корада.Санкт-Петербург
ул. Новорощинская, д. 4, офис 631-1. (Бизнес-центр "Собрание") Санкт-Петербург Ленинградская область
59.884476857031 30.326848246033
+7 (812) 5000-9-12 spb@corada.ru с 9:00 до 19:00 от 2200 рублей/час