Корада
123022, Россия, Москва, Метро «Улица 1905 года» ул. Б. Декабрьская, Дом 1 (вход со стороны двора) Москва Московская область
+7 (499) 753-77-19 info@corada.ru
1078
25.11.2014

Не надо идеализировать мир

Вы помните тот выпуск рассылки, «Цель автоматизации должна измеряться деньгами»? Одним из тезисов там было — не надо «делать так же, как сейчас, только в новой системе». А что надо?
— Надо сделать лучше!
Не надо идеализировать мир
Время прочтения: ~ 03 минуты 26 секунд
Вы помните тот выпуск рассылки, «Цель автоматизации должна измеряться деньгами»?

Одним из тезисов там было — не надо «делать так же, как сейчас, только в новой системе». А что надо?
  • Надо сделать лучше!

Надо сделать лучше! 

Нужно проанализировать процессы, понять, где и что работает не так, как могло бы, и перестроить процессы вместе с внедрением ИТ-системы. Сегодня я расскажу о том, что и тут есть некоторые «но» :)
Был в нашей практике однажды случай. Мы пришли в компанию, где руководитель крайне современный, здравомыслящий и прогрессивный человек. Все о чем я пишу в рассылке, он прекрасно понимал (и понимает). Поэтому изначально перед нами была поставлена задача:
Сделать систему, которая не просто автоматизирует существующие процессы, но будет управлять сотрудниками в их ежедневной деятельности. Которая «зажмет» их в рамки и не даст сделать что-то неправильно.
Вот тебе заявка в почте (почта приходит прямо в систему). Вот ты делаешь из нее счет, вот пускаешь заказ в работу. Вот работа пошла. Статус заказа поменялся. Деньги пришли. Статус заказа поменялся. И никаких там шалостей типа «задним числом поправить что-то там». Все должно быть четко и красиво, в рамках согласованных бизнес-процессов. Сказано — сделано (да, чуть не забыл, между сказано и сделано прошло 7 месяцев обсуждений, описаний и согласований, интенсивной разработки и внедрения).

Система получилась — сказка, да и только.


Жестокая, айтишная, часть моей души радовалась: пользователи зарегламентированы, работа их удобна и прописана, и при этом нет шанса «накосячить», ни шага влево, ни шага вправо… А потом началось:

  • Нам надо две оплаты на один счет повесить
  • Две части суммы?
  • Нет, клиент нечаянно оплатил два раза просто. Пусть висит переплата, потом зачтем.
  • Так нельзя, сумма оплаты по счету не может быть больше суммы счета.
  • А вот нам сегодня вообще оплатили без счета.
  • Как так без счета? В требованиях к системе четко прописано, что оплата бывает только по счету. Без счета не бывает!
  • Вот сегодня так получилось. Мы не выставляли счетов, клиент просто так оплатил.
  • И часто так бывает?
  • Нет, не часто… раз в неделю примерно.
  • Черт…

В общем, вы поняли, да? Это только несколько примеров, а случаев таких оказалось великое множество. Идеальная система не выдержала столкновения с неидеальным миром J. Мы совместно с руководством компании (железная воля руководства — главное условие изменений) смогли заставить сотрудников работать «правильно».

К сожалению, наше влияние не распространяется на поставщиков, клиентов, государственные органы и различные природные явления. И они нам всю «малину» поломали своими непредсказуемыми действиями. Конечно, в ходе работы неоднократно закрывались сомнения, а будет ли все работать именно так, как описано? Но заказчик был тверд: делаем так, и никак иначе. Ну, раз уверенность есть, значит надо делать, мы же специфики бизнеса не знаем.

Удивительно, но до этого проекта у нас просто не было возможности сделать все настолько «правильно», чтобы разочароваться затем в правильности. Обязательно нужно помнить о том, что мир обширен, а влияние внешних факторов значительно.  В попытках организовать бизнес-процессы и перенести эти правильные процессы в логику ИТ-системы, нужно задаваться вопросом «а что если».

И даже если вероятность того, что случится какая-то нелогичная ерунда — 0.001%, должна быть возможность эту «ерунду» в системе учесть. Иначе весь стройный часовой механизм застрянет из-за мелких песчинок между зубьями.




Корада
123022, Россия, Москва, Метро «Улица 1905 года» ул. Б. Декабрьская, Дом 1 (вход со стороны двора) Москва Московская область
55.764649244784 37.559671178647
+7 (499) 753-44-18 info@corada.ru с 9:00 до 19:00 от 2200 рублей/час
Корада.Санкт-Петербург
ул. Новорощинская, д. 4, офис 631-1. (Бизнес-центр "Собрание") Санкт-Петербург Ленинградская область
59.884476857031 30.326848246033
+7 (812) 5000-9-12 spb@corada.ru с 9:00 до 19:00 от 2200 рублей/час