Корада
123022, Россия, Москва, Метро «Улица 1905 года» ул. Б. Декабрьская, Дом 1 (вход со стороны двора) Москва Московская область
+7 (499) 753-77-19 info@corada.ru
1440
05.10.2017

Если проект не взлетел

Я продолжу тему «взлетающих» и не совсем, проектов. Как вы помните, если читали предыдущие статьи, я пытался структурировать свой опыт, опыт компании, а также опыт наших клиентов. Структурировать и понять – почему не все проекты получаются хорошо, даже если обе стороны (кажется) были готовы к проекту и хотели его. Что мешает успеху проекта, и как избежать этих проблем.

Если проект не взлетел
Время прочтения: ~ 05 минут 14 секунд

Вынужден признать, бывает так что не смотря на все предпринятые усилия, проект не получился. Таких случаев немного, но каждый из них БОЛЬ. И заслуживает отдельного большого разбора.

Достаточно часто оказывается, что проблема в том, что был выбран изначально неверный подход. Нам и заказчику – показалось что нужна автоматизация учета, и этого достаточно. А на самом деле ему нужен был проект организационных изменений, частью которого является автоматизация. И поскольку организационными изменениями не управляли ни мы, ни заказчик, они не произошли, и организация «не приняла» новую учетную систему. Или принимала ее сложно, долго и больно.

Когда проект не взлетел 

«Не получился» - не означает что вообще ничего не получилось, а скорее, заказчик остался не доволен работой. Зачастую и система работает, и учет в ней ведется, но заказчик не доволен, не все его желания удовлетворены, не все ожидания реализовались. Или сроки сильно мимо, или функционал «не дотягивает». В общем, честно скажу – мы не безгрешны и имеем опыт неудачных проектов.

На чужих ошибках

Недавно я столкнулся с тем, что неудачный «проект» сделали нам :) Мы почти не работаем с субподрядчиками, справедливо предполагая, что нужно «прокачивать» свои ресурсы, и подрядчики не могут (в большинстве своем) обеспечить нужный нам уровень сервиса и прозрачности своих процессов.

Но ситуация была такая, что очень уж специфический продукт требовался нашему Заказчику в рамках большого проекта. И делать его своими силами … ну, можно было, но нам показалось правильным привлечь профессионалов. Сейчас в итоге мы и делаем своими силами, и уже несколько месяцев я про этого клиента знаю только, что он регулярно платит… А вот когда наш замечательный субподрядчик там работал, телефон и почта разрывались…

Как действовать дальше

В общем, как вы поняли, проект у нашего субподрядчика «не взлетел», как и у нас иногда бывает, к счастью для нас и клиента, мы его подхватили и теперь ведем… Ну а затем – у меня была занимательная возможность понаблюдать за поведением субподрядчика, который облажался не справился. Ну и сравнить с нашим, когда в таких ситуациях оказываемся мы (потому что буквально за неделю до этого я имел возможность пообщаться за чашкой кофе и ужином с гендиром одной компании, в которой проект пошел не так как мы ожидали, и получить обратную связь о работе).

Итак, как делать правильно – 7 принципов Корады

1. Встать на позицию клиента

Думать как клиент
Хотя бы попробовать представить себя «в его ботинках». Представить себе, что он знает, что нет, что мог ожидать, а что не мог знать. Что сейчас ощущает, какие проблемы у него из-за нас (внешние, внутренние) могли возникнуть.

2. Признать, что твоя вина в происшедшем есть, и она не маленькая

Признать вину за проект
Ну конечно, всегда есть много пунктов, по которым заказчик был не прав. Не предоставил, не ответил, не проверил, подписал не читая… Но на то мы – профи в этой сфере, а он нет, чтобы вести проект не смотря ни на что. Значит все равно мы виноваты.

3. Показать клиенту важность общения с ним, желание учесть ошибки и измениться в будущем

Важность общения с клиентом

Я не всегда встречаюсь с руководством компаний, где все идет хорошо – многих не видел и не знаю. Но обязательно встречаюсь с теми, с кем «не сложилось». Ну хотя бы чтобы извиниться и выслушать все что мне скажут.

4. Задать правильные вопросы, показать готовность к любой (жесткой) обратной связи

Задавать правильные вопросы клиенту
На другой стороне переговорного (а иногда обеденного) стола тоже человек, которому возможно не очень удобно высказывать тебе все что накипело за время проекта. А искренность важна – нам ведь нужно понять, почему проект не получился, а не просто продемонстрировать жест вежливости.

5. Отойти от своей позиции, не спорить и не объяснять

Отойти от своей позиции
Не пытаться доказать правоту (а хочется!). Просто слушать, думать и записывать внимательно. Потом можно порефлексировать над этим, и даже поругаться с воображаемым собеседником (главное это делать, когда реальный ушел). Не мешать клиенту делиться наболевшим.

6. Искать компромиcсы по текущей ситуации

Искать компромисс
Зачастую проект зависает на неопределенной стадии:
  • Что-то сделано, принято и оплачено.
  • Что-то сделано, но не принято, хотя вроде, работает и клиент пользуется.
  • Что-то реально не начинали даже делать на момент приостановки проекта, а авансы уже получены.
Садимся и решаем по каждой спорной задаче, по которой есть хоть какие-то сомнения. Что доделываем, от чего отказываемся, что нужно сделать нового в зачет старого, считаем и согласовываем устраивающие обе стороны бюджеты, сроки, списки задач.

7. Анализировать, думать, делать выводы, и менять систему работы

Анализировать и думать
Все остальное – важно для этого клиента. А этот пункт – важен для всех последующих клиентов и проектов. Разбор клиентской ОС вместе с участниками проекта (можно убрать слишком уж личные обвинения, дабы избежать негатива). Обязательно – список немедленных, а также среднесрочных изменений в компании.

Делаем выводы и становимся лучше

Мы всегда стараемся следовать этим правилам. Если уж получилось плохо, то хотя бы сохранить человеческие отношения и извлечь уроки на будущее. Постоянное обучение (в том числе, и особенно, на собственных ошибках) помогает становиться лучше каждый день, месяц, и год.

Делаем выводы и идем дальше



Корада
123022, Россия, Москва, Метро «Улица 1905 года» ул. Б. Декабрьская, Дом 1 (вход со стороны двора) Москва Московская область
55.764649244784 37.559671178647
+7 (499) 753-44-18 info@corada.ru с 9:00 до 19:00 от 2200 рублей/час
Корада.Санкт-Петербург
ул. Новорощинская, д. 4, офис 631-1. (Бизнес-центр "Собрание") Санкт-Петербург Ленинградская область
59.884476857031 30.326848246033
+7 (812) 5000-9-12 spb@corada.ru с 9:00 до 19:00 от 2200 рублей/час