Например, мы отлично разбираемся в бухгалтерии, налоговом, кадровом учете. Иногда даже выполняем эти функции для своих клиентов, или оцениваем работу существующих отделов. Если нашему клиенту нужен хороший бухгалтер, мы помогаем им найти друг друга. На основании такого кейса, хотелось бы рассказать про методику найма, и основные шаги которые необходимо предпринять, чтобы системно искать и найти нужного вам сотрудника. Итак, вам нужен бухгалтер.
Разберем методику поиска и найма на примере бухгалтера
Найм хорошего бухгалтера, это часто очень сложная, почти непосильная задача для малого бизнеса. Почему?
- Предложение огромно (на рынке труда каждый второй – бухгалтер).
- Из всех этих людей действительно знают бухучет и способны его вести 10-20% (остальные «перекладывали бумажки», или выполняли одну-две ограниченных функции, и не могут выполнять другие)
- Из тех, кто знает учет, не каждый может справиться именно с вашими задачами
Итого, ситуация на входе, идеальные кандидаты есть, но:
- Они первично отбирают вас – если вакансия сумбурная и непонятная, они не откликаются.
- Отобрать их среди толпы откликнувшихся не получается.
Как мы искали бухгалтеров для клиентов и для себя
Все примеры, приведенные ниже, это выдержки из наших внутренних карт, или карт, разработанных для клиентов. Они, во-первых, не полные, а во-вторых, ориентированы на конкретные запросы, например:
- Это должен быть бухгалтер в единственном числе, или
- Это должен быть бухгалтер-методолог, который не просто ведет учет, но еще и помогает другим разобраться, или
- Это должен быть бухгалтер, который умеет налаживать работу бухгалтерии, а не только поддерживать ее…
Это разные люди, и конечно карты компетенций для них должны быть разными.
Подготовка
Список задач и результатов работы
Начать стоит с того, чтобы сформулировать перечень задач, которые будет решать специалист в этой роли. И список результатов работ, которые будут у каждой задачи.
Вряд ли у одной роли может быть больше 7 видов задач на верхнем уровне. Составьте таблицу, чтобы точно понимать, чем будет заниматься человек и как вы поймете, что он делает свою работу хорошо. Это поможет не только в найме. Например, там могут быть такие пункты:
Организация работы бухгалтерской службы так, чтобы любая предоставляемая информация была своевременной и достоверной |
Исходя из текущего объема, сложности и видов работ прописаны обязанности ролей/должностей, сотрудники наняты и качественно выполняют свою работу |
Внедрение новых методов ведения бухгалтерских дел, программных продуктов для улучшения качества своей работы. |
|
Выявляет ошибки в учете, подготавливает способ решения задачи или исправления ошибок |
|
Список навыков и знаний
Сформулировать список навыков и знаний, которые должны быть у кандидата, и как это проверить.
Например:
54ФЗ |
Работали ли вы с 54ФЗ? Основная идея, которую преследовал Законодатель? Можете назвать последние поправки к закону (кто еще теперь попадает под 54ФЗ)? А можете назвать, кто не попадает? |
Бухгалтерский учет |
Вы пришли в компанию, начали работать с текущей системой 1С: Бухгалтерия. Как начнете вникать - что и как устроено (а если некому передавать дела)? Сколько вам потребуется времени? |
УСН |
Работали с УСН? Вы были бухгалтером в одном лице или были еще сотрудники? Какие обязанности именно вы выполняли? 6% или 15%? Если 15%, что считали расходами (перечислите). Сколько видов деятельности у вас было? А если несколько, как вы бы построили учет? |
Личные качества
Сформулировать список личных качеств/характеристик, в чем они проявляются, и как это проверить.
Многозадачность |
Если Вам нужно выполнить до конца дня 10 задач, но Вы понимаете, что успеете только 8. Вы не можете задержаться на работе - у Вас важная встреча. Но можно пропустить ненужный пункт регламента, и успеть все 10, как поступите? |
Желание, готовность способность обучаться |
Идёте ли вы в ногу с изменениями в вашей отрасли? Как вам это удаётся? |
Готов к изменениям и требованиям как со стороны бизнеса, так и государства. Умеет внедрять новые приемы и методы работы, обучать других |
Представим ситуацию, вы прочитали в новостях, что ввели новую поправку в законе, по которой теперь вы должны отчитываться в налоговую по вашей работе чаще (например, чеки отправлять), как будете внедрять изменения? Как вы относитесь к таким изменениям? |
В итоге, после выполнения этих пунктов, у вас должна получиться таблица, полностью описывающая должность (роль), на которую вы ищете человека:
- Решаемые задачи и их ожидаемые результаты
- Список навыков и знаний с технологией проверки
- Список качеств и личных особенностей с технологией проверки
Так же карту можно дополнить другими деталями – предполагается работа в офисе, или удаленно, кто является непосредственным руководителем, какой тип мотивации должен быть у человека, успешно справляющегося с данной работой и так далее.
Поиск
Написание и размещение вакансии
Есть одно важное правило. Конкретные кандидаты, ищут конкретные вакансии. Если в вакансии написано про дружный коллектив, но не написано, какие задачи предстоит решать, а какие нет, скорее всего профессиональный бухгалтер на нее не откликнется. Потому что он ищет не только коллектив (что конечно важно), но и интересную и понятную работу.
Вы можете писать творческие, классные, выглядящие захватывающим художественным произведением, вакансии. Мы так делаем. Но часть про задачи, которые предстоит выполнять кандидату, и критерии успешности выполнения этих задач, должна быть четкой и понятной. Иначе распугаете нормальных претендентов на работу.
Обычно на вакансию бухгалтера мы собираем до 50 откликов в сутки. Далее происходит первичный анализ резюме, и отправка тестовых заданий интересным кандидатам.
Тестовые задачи в ответ на отклик
Если вы берете повара, вам же важно вкусно ли он готовит? Если вы берете программиста, важно, как он пишет код. Если вы берете бухгалтера, нужно понять, что он действительно понимает, как вести учет, и как разбираться с теми задачами, которые у вас для него будут.
Мы готовим письмо с 3-5 задачами разного типа. Обычно задачи привязаны к сфере, в которой необходимо будет работать, и примерному перечню обязанностей. Задачи могут быть как типа «напишите проводки такой операции», так и «случилась вот такая ситуация, что будете делать?». Мы готовим шаблон письма, например, такой:
Добрый день, … Ваше резюме показалось мне интересным. Прошу вас прислать мне на почту ____@corada.ru ответы на несложные вопросы. В теме письма прошу указать "Ответы на вопросы соискателя_______(ваша фамилия)"
- Самые распространенные критерии, по которым вы определите, правильно ли ведется ПБУ18/02 в 1С при включенном режиме.
- Представим себе ситуацию. Вы не успели вовремя отправить отчетность (отправили на 15 минут позже, были проблемы с интернетом). Теперь вашей компании грозит штраф за несданную вовремя отчетность в 20 000. Что будете делать?
-
Ваша компания осуществляет розничную продажу велосипедов через Интернет. Покупатели заказали через интернет-магазин товары на общую сумму 100 руб, вкл. НДС. Стоимость доставки включена в цену товаров. Доставка товаров осуществляется сторонней курьерской службой. Вручение товаров покупателю осуществлено в день оформления их передачи вашей компанией.
Вы заключили с Платежным агентом договор, на основании которого курьерская служба оказывает услуги по доставке товаров покупателям, а также обеспечивает наличные расчеты за эти отправления с покупателями. По условиям договора курьерская служба на следующий календарный день после доставки товаров покупателям предоставляет отчет об оказанных услугах и перечисляет безналичным путем денежные средства (выручку) в полном объеме вам, а вы в свою очередь, на основании отчета перечисляете курьерской службе за оказанные курьерские услуги 5 руб. и вознаграждение за кассовое обслуживание в размере 2 руб. Прошу вас указать все проводки этого примера (не менее 9 проводок)
Время, которое кандидат затратит на решение задач, в данном случае должно быть не более 0.5 – 1 часа. Если меньше – задачи слишком простые, если больше, кандидат может полениться их решать. Впрочем, лень это же плохо, не правда ли? Нам не нужны ленивые люди :)
А если кто-то не захочет решать задачи? – спросите вы. Отлично, этому человеку не нужна работа в вашей компании. Или не настолько нужна, чтобы готов был потратить полчаса-час, и ответить на вопросы. Так зачем же вам нужен он?
На этом этапе нам необходимо сузить «поток» до того, который можно качественно обработать. Вы не можете пообщаться с 50 кандидатами, но можете с одним. Кандидат, который потратил время на решение задач, в свою очередь, так же больше заинтересован «дойти до конца», чем просто нажав на кнопку «Откликнуться».
Собеседование по навыкам
Такое собеседование должен проводить специалист. Он будет «пытать» бухгалтера специфическими вопросами, относящимися к предметной области.
Подготовленному профессионалу, с картой компетенций на руках и решенной кандидатом задачей, достаточно легко оценить уровень кандидата за 15-30 минут общения.
Просто позовите кого-то, кто может это сделать, если сами не бухгалтер и не собираетесь им становиться. Даже если человек возьмет за это деньги, это будет гораздо дешевле, чем тот урон, который может нанести бухгалтер своими действиями или бездействием.
Собеседование общее
Про график работы, чай-кофе-печеньки, дружный коллектив, соответствие ценностям компании, оформление и прочие вопросы, не относящиеся к профессиональным знаниям, может общаться другой человек.
Обычной практикой для нас является техническое собеседование с архитектором, а общее – с исполнительным директором. Или собеседование бухгалтера с методологом, а общее затем – с руководителем компании.
Просто разделите собеседование на две отдельные части.
В качестве итога
Наша методика подходит для поиска разных специалистов. Бухгалтер, это был конечно только пример. Берите, пользуйтесь, экспериментируйте. Учитесь на ошибках и улучшайте свои карты компетенций. Система, система, и еще раз система – она помогает найти классных людей в классные компании.
Удачи вам в найме, а если попробовали, но не получилось, обращайтесь к нам. Поможем