А бывает и наоборот, проект по сути яйца выеденного не стоит. Бюджет крошечный, задача простая. А проведение его от начала до конца становится непреодолимой задачей.
Постепенно сложилась модель, показывающая причины таких неудач. Я ее назвал «пузырьки компетенций».
Проект в самом общем случае можно разложить на следующие большие этапы:
Проект в самом общем случае можно разложить на следующие большие этапы:
- Пресейл (этап от лида до сделки)
- Обследование (это этап бизнес-анализа, консалтинга, сбора требований, описания требований и концепции)
- Разработка (тут тоже может быть обследование, но оно техническое, с целью написания ТЗ на разработку; продумывание архитектуры, разработка, тестирование, техническая сдача работ)
- Внедрение (это общение с пользователями, очень много общения: обучение пользователей, настройка обменов, загрузка данных, выверка, помощь при эксплуатации)
- Поддержка (техническая поддержка внедренного решения)
Это очень упрощено. На самом деле в проекте может быть несколько фаз, каждая из которых будет требовать циклов обследования/разработки/внедрения или еще какого-то сочетания этапов.С другой стороны, в проекте могут быть не все этапы: например, может быть только консалтинговая часть. Может быть только часть «разработка» (когда мы получаем на входе «требования к разработке», а внедряет, например, генподрядчик или ИТ-служба заказчика), или может быть только внедрение, когда типовой продукт без разработки запускается.
А теперь в каждый этап вписываем, кто в компании может этим успешно заниматься (речь про руководство, конечно).
На самом деле, можно взять и написать, что генеральный директор (то есть, я) способен справиться со всеми этапами. И архитектуру придумает, и программистами поруководит, и внедрит. Только это совсем неправильно. У меня работа другая - бизнес развивать. А участие в пресейле и особенно обследовании (бизнесовом) я делаю от безысходности – просто у нас кроме меня и коммерческого директора нет людей, которые бы смогли с бизнесом на языке бизнеса поговорить. Ну и, признаюсь, еще мне это интересно.
Итак, что же у меня получилось?
- Пресейл – отлично делает коммерческий директор. Могу сделать и я.
- Обследование (бизнесовое) – у меня получается. Может делать и коммерческий директор.
- Управление разработкой – технический директор от и до.
- Внедрение и техподдержка – руководитель отдела внедрений и техподдержки, что, в общем, логично.
«Хорошие» проекты
«Плохие» проекты
Да-да, я знаю, что меня читают клиенты. Может, даже потенциальные.Не пугайтесь, «плохой проект» иногда клиенту и не заметен, с его точки зрения все идет как надо. Вопрос – какой ценой нам это доставалось. Какие внутренние битвы между отделами происходили, сколько конфликтов приходилось выслушивать/решать, и какова в итоге получалась маржинальность такого проекта.
Были проекты, закрытые «в ноль» или даже с убытком (то есть дешевле было бы его не делать).
Как только я осознал проблему, стало ясно, что ее надо срочно решать. Тогда цель «делать большие и сложные проекты» уже была поставлена, так что «пузырьковая задача» стала одной из самых важных.
Мы обдумывали такие пути решения
Расширять область компетенций каждого участника.
Сложно… У комдира нет желания разбираться в управлении программистами и архитектуре разработки. На самом деле, в том, как внедрить 1С:Бухгалтерию, он тоже не хочет разбираться. Технический директор… скажем так, любит программистов и не очень любит общаться с пользователями.
Руководитель отдела внедрений и ТП – совсем не разработчик и не планирует им становиться, и уж тем более разбираться в том, как идет проект разработки. И это правильно, у каждого мозг заточен в свою сторону, и каждый развивается в своей области. Нельзя объять необъятное.
Находить и/или воспитывать людей, обладающих смежными компетенциями в равной мере (достаточной для ведения проекта).
Да что же это за люди такие, универсалы-многостаночники-терминаторы? Которые будут разбираться во всем: продажах, управлении программистами, архитектуре решений на 1С, внедрениях? Конечно такие есть. Я, например:) Только стоят они дорого, их мало, и они не пошли бы ко мне работать, потому что у них свой ИТ-бизнес.
Организовать полную передачу информации при пересечении границ компетенций
+ (возможно) организовать систему курирования проекта тем, кто проводил бизнесовое обследование.То есть тот, кто обследовал бизнес заказчика, собирал требования, рисовал процессы и писал концепцию, кто понимает стратегию и зачем все это нужно, тот и осуществляет «авторский надзор» за проектом в ходе его исполнения. Это показалось наиболее здравой мыслью. Только нужно было снабдить этого специалиста процедурами передачи информации между этапами. Очень важно было передавать все описанное, рассказанное, и «имевшееся ввиду» из одного пузырька в другой.
Как вы поняли, я пошел именно по этому, третьему, пути. Как мы это сделали, я расскажу в другой раз.Сейчас все новые проекты ведутся по новому – с авторским надзором и четкой передачей всей информации как «на стыках», так и «изнутри» пузырьков. Результаты радуют, процесс стал прозрачнее, конфликтов внутри коллектива практически нет, каждая заинтересованная сторона в курсе ключевых аспектов проекта в любой момент.
Кстати, включая заказчика. Побочным эффектом от организации авторского надзора и документальной передачи информации оказалось повышение прозрачности проекта для клиента и появление ощущения контроля.