Просто потому, что любая работа есть бизнес-процесс, а если компания ваша работает (а может и прибыль приносит?), значит, процессы в ней как-то идут. Более того, процессы протекают оптимальным образом в текущем ландшафте предприятия.
Менеджеры передают информации об отгрузках в бухгалтерию, чтобы получить документы?
— А бухгалтерия эти документы готовит? — И отправляет клиенту?
— А может, отдает менеджерам, чтобы они их клиенту передали?
И таких БП, которые есть и работают, множество.
Казалось бы – вот и отлично? Как вы понимаете, нет, иначе я бы не стал писать эту статью :)
С целью предельного упрощения картины мира, представим поток, проходящий через компанию и каждого сотрудника. Это заявки клиентов, выставляемые счета, отгружаемые товары и выполняемые работы, это поручения и задачи, просьбы, напоминания, важная информация переданная на словах или письменно, бумажные документы, и много-много всего другого.
Процессы, как реки текущие по долине, выбирают оптимальный путь в текущем управленческом ландшафте. Ландшафт предприятия состоит из устоявшихся правил и привычек работы, механизмов и средств автоматизации, учета и управления, требования поставщиков, покупателей и государства, конкретных личностей.
В случае если процессы не «организовывают» руководители компании (или сторонние консультанты) сверху, но они все равно есть, откуда же они взялись?
Управленческий ландшафт сформировался под влиянием следующих факторов:
- Оперативные цели компании – выполнять отгрузки, искать клиентов, выставлять счета, получать оплаты, платить зарплату и налоги. Я не зря подчеркнул «оперативные», речь о стратегических задачах в данном случае не идет;
- Исторический опыт – большая часть сотрудников (включая руководство, и даже учредителей) имела какой-то опыт: работы, управления и так далее, ранее, до этой компании. Этот опыт вносит свою лепту в то, как будут выглядеть процессы здесь;
- Воля исполнителей;
Про «волю исполнителей» стоит сказать отдельно:
В отсутствие четких регламентов и контроля их выполнения, каждый сотрудник сам обустраивает свое «рабочее окружение». Что он делает и не делает, от кого он принимает задания, а от кого нет, кому он дает поручения, и за что отвечает.
Как же он организовывает их?
Для среднестатистического сотрудника естественным является избегание как работы, так и ответственности за нее.
Конечно, есть и супермены, и бетмены, но мы же не про них сейчас?
Итак, каждый организовывает свое рабочее окружение следующим образом:
- Не делать, что только возможно проигнорировать, или свалить на своего коллегу;
- Не брать на себя ответственность, когда это возможно (лучше никогда не брать);
- Иметь достаточно денег («сидеть на финансовом потоке»), хороший компьютер и рабочее место, «престиж» и власть (если у него есть такие устремления), время (свое свободное, или занимать чужое), или наоборот, быть незаметным («сидеть-на-попе-ровно», спокойствие это тоже ресурс);
Последствия «самоорганизованных» бизнес-процессов
Если есть шанс задачу не делать, она сделана не будет!
Например, контроль качества – отличная вещь для корпоративного игнорирования.
Что же происходит с задачами, которые «нельзя не делать»?
Например, если не выставлять счета, и не отправлять их клиентам (и не следить за тем, что деньги приходят, хоть какие-то, хоть иногда), через некоторое время или владелец компании все же обеспокоится (опасность!), или «структура» просто умрет (и всем участникам само-организованных бизнес процессов придется искать новое месте работы)?
Если задачу нельзя не делать, она, конечно, делается – исполнитель будет выбран «коллективным бессознательным», исходя из:
- Кто «старше» в компании – деды третируют духов не только в армии
- Кто «авторитетнее» – и законы преступного мира тут тоже работают, свои авторитеты в компании тоже есть
- Кто сейчас «в фаворе» – если компания живет с идеей «продажник всему голова, он деньги приносит», как вы догадываетесь, ответственность и работу будет смещаться на другие подразделения. А если компания недавно «попала» на проверку и штрафы, то всем «рулит» бухгалтерия, и задачи «переползают» обратно (в том числе и продажным подразделениям).
Вывод
Зачастую, интересы компании и интересы сотрудников противоречат!
Интересы, которые никак не учитывается в таких бизнес-процессах – это рост компании, ее развитие, бизнес-цели собственников и менеджмента.
Более того, зачастую интересы Компании и локальные интересы сотрудников, противоречат друг другу. Именно поэтому – процессы в бизнесе всегда есть, но далеко не всегда об этом можно говорить с удовлетворением и гордостью.
Узнайте, как на самом деле работает ваша компания – и удивитесь!
Выполняя ЕППА проект, на этапе погружения в бизнес заказчика, мы изучаем процессы и существующий сейчас в компании «рельеф». А в ходе управления проектом изменений совместно с рабочей группой заказчика мы этот рельеф меняем. Это большая, сложная и болезненная работа. Но она необходима, ведь на существующий рельеф новую схему работы не натянешь.