Обязаны ли интернет магазины использовать онлайн кассы?
Для начала давайте еще раз уточним: нужно ли интернет-магазинам всё-таки использовать онлайн кассы? Вот что мы нашли в тексте федерального закона от 03.07.2016 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».Список исключений видов торговли, которым разрешено не применять онлайн-кассы с 01.01.2017:
- организации или ИП, занимающиеся продажей газет и журналов в киосках;
- торговцы мороженым и разливными безалкогольными напитками;
- продавцы продуктов из автоцистерн: молока, кваса, свежей рыбы и т.д;
- продавцы сезонных даров природы — овощей, фруктов, арбузов и дынь;
- «коробейники», которые продают разносную продукцию;
- продавцы на ярмарках, выставках-продажах, розничных рынках;
- аптеки, работающие при фельдшерских пунктах в селах и деревнях, а также отделения больниц и медицинских организаций в населенных пунктах, где нет аптек
Как мы видим, интернет-магазины не входят ни в одну категорию из данного списка, а значит с 1 июля обязаны использовать в своей работе новые ККТ.
Однако, в письме № 03-01-15/76178 от 20.12.2016 Минфин РФ дал пояснения, что при использовании независимых курьерских служб возможно избежать самостоятельного применения онлайн-касс, так как они приравниваются к платежным агентам. При этом в чеке будет указан соответствующий признак лица, принимающего платеж – «платежный агент», «по поручению», «по договору комиссии». Также в письме N 03-01-15/1-12 от 28.01.2013 были даны разъяснения, что при продаже через наложенный платеж использовать новые ККТ не обязательно. В данном случае ФГУП «Почта России» является платежным агентом.
Равны ли платежный агрегатор и платежный агент?
Чтобы разобраться может ли платежный агрегатор одновременно являться и платежным агентом дадим определение последнему.
В соответствии со ст. 2 п. 3 ФЗ-103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Агент - это юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Мы видим, что кредитные организации, кем являются все платежные агрегаторы, не имеют права печатать чеки от лица интернет-магазина.
В подтверждение наших рассуждений можно привести слова представителя сервиса Яндекс Деньги.
Яндекс.Деньги работают по лицензии ЦБ как НКО — небанковская кредитная организация. По закону кредитная организация не является и не может являться платежным агентом. У нее другой функционал и другое назначение. Ровно по той же причине платежными агентами не являются и банки.
Так что у нашего агрегатора (Яндекс.Касса), который является сервисом Яндекс.Деньги обязанности ровно те же, что у банков, обеспечивающих онлайн-магазины услугами интернет-эквайринга. И среди этих обязанностей нет отправки электронного фискального чека.
Яндекс.Касса технически обслуживает прием платежей от покупателей и уведомляет магазин, как только оплата прошла. В этот момент продавец должен отправить электронный чек покупателю и передать его копию в налоговую.
В чем же тогда смысл существования платежных агрегаторов?
Так как платежные агрегаторы не смогут стать платежными агентами возникает логичный вопрос: в чем выгода предпринимателям от сотрудничества с агрегаторами?Главная ценность платежных агрегаторов состоит в том, что они создаются для избавления конечного пользователя от необходимости заключать несколько договоров с различными банками или платежными системами по приему онлайн-оплат с помощью банковских карт и электронных денег.
Можно предположить, что отсутствие функционала печати чеков за интернет-магазины не оттолкнет предпринимателей от сотрудничества с платежными агрегаторами.
Как платежные агрегаторы пытаются остаться на плаву в эпоху изменений?
Проиллюстрировать адаптацию платежных агрегаторов под новый закон можно на примере сервиса Яндекс Деньги.
Был анонсирован новый протокол работы Яндекс.Кассы в свете 54-ФЗ. Клиентам не придется самостоятельно интегрировать ККТ с системой управления магазином, а потом ломать голову, как связать все это с платежами через Яндекс.Кассу. Она будет сама передавать информацию о заказах и оплатах на ККТ и информировать магазин об успешной оплате и регистрации чека. Поэтому для исполнения требований закона клиентам останется сделать всего пару шагов. А именно: купить или арендовать ККТ, заключить договор с ОФД и зарегистрировать ККТ в налоговой.
После выполнения этих шагов пользователи смогут начать использовать расширенный протокол сервиса. При этом обновленный протокол позволит выполнить три главных требования закона. Первое - автоматическая передача информации о продажах на кассовый аппарат в момент проведения оплаты. Второе - контроль регистрации чека (можно будет выбрать, проводить или отменять транзакцию в случае неуспеха). Наконец – перевод через ККТ полных и частичных возвратов денежных средств.
Таким образом, мы видим, что платежные агрегаторы всеми силами пытаются облегчить долю предпринимателей в связи с наступлением нового закона об онлайн-кассах, за исключением главного – обязательство печати и передачи клиенту чеков никто снимать не собирается.