В таких компаниях чаще всего один человек закрывает весь цикл работы: от интервью с пользователем до формирования ТЗ и участия во внедрении.
А ведь внутри роли аналитика может скрываться целая лестница для роста: с конкретными уровнями, качественными переходами и ощутимыми результатами. Как для компании, так и для самого специалиста. Поэтому давайте разберёмся, как выглядит путь аналитика, почему многие застревают на месте, и как выстроить для себя или своих сотрудников траекторию осознанного развития.
Какими бывают аналитики – и почему они не растут
Если заглянуть в вакансии или резюме, можно увидеть различные названия: аналитик 1С, бизнес-аналитик, системный аналитик, консультант-аналитик. Мы понимаем классическое разделение аналитиков в IT и знаем, чем бизнес-аналитик отличается от системного. Но в сфере внедрения 1С (за исключением, быть может, наиболее крупных франчайзи) эти названия часто описывают одного и того же специалиста – даже если называется он как-то иначе (младший, старший, ведущий аналитик). И отличия здесь чаще всего лежат не в области функционала, а в уровне зрелости и масштабе задач.
По сути, это разные стадии развития одного и того же профессионального пути. Аналитик, который сегодня собирает требования и пишет ТЗ, может со временем стать тем, кто думает более глобально, выясняет бизнес-цели заказчика. И архитектуру решения строит, основываясь именно на них.
Поэтому уровни различаются качественно – по глубине погружения, системности, мышлению. При этом знания и умения предыдущего уровня, конечно, никуда не исчезают. Но рост здесь – не просто «наработанный опыт»: нельзя просто долгое время работать одинаково, и понимание «придёт само». Необходим изменение подхода к решению задач.
Почему переходов между уровнями так мало?
Многие аналитики годами остаются на одном уровне. И этому есть три ключевых причины:
- Ставка исключительно на количественные показатели. Во многих компаниях профессиональный рост измеряется объёмом: больше задач, больше часов, больше проектов. Уровень качества – лишь допуск. Если ты «делаешь нормально», этого достаточно, чтобы получать бонусы и лояльность руководства. Но на развитие времени уже не остаётся: зачем вникать глубже, если и так всё работает, и за объём задач платят больше.
- Нет осознания, что уровни вообще существуют. Многие аналитики не видят карты роста. У них нет понимания, что из текущей точки вообще можно куда-то двигаться. Работают «как учили» их наставники, команда. Стратегия, понимание границ своей роли и точек развития отсутствуют.
- Отсутствие наставник. Переход на новый уровень требует обратной связи. Нужен кто-то, кто ответит на вопросы аналитика: «Где я сейчас?», «Где могу оказаться?» и «Что для этого мне нужно подтянуть?». Без этого аналитик может долго «вариться в собственном соку», даже не зная, что можно по-другому.
Как определить уровень аналитика: 5 критериев
В статье, для оценки профессионального уровня мы будем рассматривать не профессиональные знания (хард-скиллы) – для перехода между уровнями они должны расти по умолчанию. К тому же, можно знать 1С «на отлично», но всё ещё не быть аналитиком. Потому что качество мышления и уровень взаимодействия с задачами недостаточно развиты. Поэтому оставим хард-скиллы в стороне, и будем рассматривать пять ключевых критериев, по которым можно определить уровень аналитика:
1. Масштаб предметной области
Что находится в фокусе внимания аналитика?
-
На младшем уровне – отдельные функции: «исправить некорректно работающую печать этикетки», «добавить поле в форму».
-
На среднем уровне – информационные системы и процессы внутри них: «оптимизировать логистику между складами», «автоматизировать работу отдела продаж».
-
На старшем уровне – весь бизнес (система систем): «сократить период от получения заказа до отгрузки»». Такой аналитик сначала изучает цели бизнеса, анализирует бизнес-процессы, при необходимости предлагает улучшения. И уже основываясь на понимании бизнеса – собирает требования, выстраивает информационную систему.
Выше уровень – шире границы задачи.
2. Отношение к задаче
Разные аналитики по-разному воспринимают задачи:
-
Кто-то видит только формулировку, которую дал заказчик, и не выходит за её рамки.
-
Кто-то пытается понять контекст и потребности бизнеса: зачем нужна эта доработка, какую боль она закрывает, не является ли она следствием другой проблемы.
Уровень зрелости аналитика видно по его стремлению к пониманию ключевого смысла задачи, причины ее возникновения, а не только к её исполнению.
3. Системное мышление
Настоящее системное мышление – это умение видеть взаимосвязи, строить модели и проектировать решения, которые работают не только «здесь и сейчас», но и в рамках всей архитектуры. Простой пример:
Пользователь просит сделать загрузку остатков из Excel. Аналитик с системным мышлением спросит: а откуда берётся Excel? Возможно, оптимальнее будет сделать интеграцию с источником данных напрямую?
Такой подход требует глубины, но и решение помогает сформировать более устойчивое.
4. Эффективная коммуникация
У каждого общения есть цель – и зрелый аналитик умеет её удерживать. Он:
-
не теряет фокус разговора;
-
корректно уточняет потребности;
-
управляет диалогом (заказчики бывают разными, к каждому нужен свой подход);
-
доносит идею, а не просто слушает.
Именно благодаря этому заказчик получает не «что просил», а то, что ему действительно нужно.
5. Работа с текстом
Управление требованиями, проектная переписка, постановка задач, составление документации – всё это письменная коммуникация. Аналитик должен уметь писать ясно, логично и структурированно, добиваясь текстом поставленной цели (как и в случае с устной коммуникацией).
Хороший документ: понятный, структурированный, не содержит избыточной информации (которая затрудняет восприятие), при этом её достаточно, чтобы добиться поставленной цели.
Уровни аналитика: как отличить этапы профессионального роста
Мы уже обсудили, что у аналитика может быть несколько уровней профессионального развития, и они различаются не должностью (хотя формально мы и называем их, напомним: речь идёт именно об уровнях, названия могут быть иными), а глубиной мышления и масштабом задач. Теперь давайте разберёмся, чем отличается каждый уровень – по ключевым критериям, о которых говорили ранее.
Уровень 1: Консультант-аналитик
Начальная ступень профессии. Такой специалист, как правило, занимается простыми, точечными задачами. Он знает типовой функционал, может работать добросовестно, но – без погружения в контекст. Не потому, что не старается – просто это его реальный уровень.
-
Масштаб задач
Работает на уровне отдельных функций. Типичные задачи: «добавить галочку», «поменять печатную форму», «настроить типовой документ». Это запросы, которые не требуют анализа системы или поиска первопричин – просто пришли, сделали. -
Отношение к задачам
Подход прямолинейный. Консультант воспринимает задачу буквально, как её озвучил заказчик, не вникая в «зачем». Если просят что-то сделать – он делает. Не пытается разобраться, как это повлияет на процессы, зачем эта кнопка вообще нужна и нет ли другого способа. -
Системное мышление
Пока отсутствует. Функции видятся изолированно, как независимые элементы. О том, как функции связаны между собой, консультант задумывается редко или не задумывается вовсе. -
Коммуникация
На базовом уровне. Из-за недостатка опыта и привычки вести диалоги «как в жизни», в ходе общения аналитик в основном отвечает на вопросы. Хотя чаще должен задавать их. Но на данном уровне развития, он пока что не направляет диалог, если собеседник отклоняется от главного, не уточняет цели. -
Работа с текстом
Как и в случае с коммуникацией, уровень работы с текстом находится на базовом уровне. Пока что это не тексты о смыслах и цели – они скорее описательные, у них нет чёткой структуры.
Мини-кейс: «Выслушай чего они хотят»
Руководитель направляет аналитика на интервью к заказчику. Аналитик едет, проводит встречу и возвращается с большим списком пожеланий. В списке – кнопки, печатные формы, новые поля. Ни слова о целях, причинах или связях между задачами. Вся встреча – это сбор пожеланий. Аналитик и клиент – на одном уровне: они оба говорят о функциях, не обсуждая процессы. В итоге: нет модели, нет понимания, как всё это должно работать вместе. Только «лоскутное» ТЗ – набор отдельных «хотелок».
Как перейти на следующий уровень:
-
Аналитику нужно осознать, что его задача – не только знать 1С, но и понимать, зачем нужна та или иная функция.
-
Понять, что у любого процесса есть контекст: в нём кто-то участвует, он решает прикладную задачу или проблему.
-
Пройти какое-то начальное, может даже бесплатное обучение, при возможности участвовать во внутренних мастер-классах, читать базовую литературу.
-
Просить у руководителя обратную связь после встреч и обсуждений.
Уровень 2: Аналитик 1С
Следующий этап – более зрелый специалист. Он умеет разбираться в задачах глубже, ориентируется в типовом функционале на экспертном уровне. Но пока всё ещё живёт в мире «функций», хотя и более сложных.
-
Масштаб задач
Работает с функциональными блоками, а не с отдельными кнопками. Например, он понимает, как устроен документооборот в 1С, знает сценарии прохождения процессов в системе, может развернуть систему под нужды клиента. Но пока воспринимает блоки изолированно, а не как части одной большой картины. -
Отношение к задачам
Аналитик может объяснить, зачем нужно сделать «это и это», может обосновать доработку, работает с причинами. Но всё ещё мыслит в рамках задачи: «надо, чтобы этот блок работал» – и делает его. До взаимосвязей между блоками, до логики сквозных процессов дело пока не доходит. -
Системное мышление
Начинает формироваться. Появляется понимание, что всё в системе связано, что изменения в закупках могут повлиять на продажи, а доработка в логистике – на склад. Но пока что не хватает стабильности: в некоторых ситуациях системное мышление работает, а в некоторых (обычно более сложных) увидеть связи не получается. -
Коммуникация
На среднем уровне. Такой аналитик умеет выстраивать разговор, задавать уточняющие вопросы, слушать и предлагать. Но общение по-прежнему ограничено рамками задачи, без связи с бизнес-целями клиента. -
Работа с текстом
Грамотно пишет техническую документацию: ТЗ, описание доработок, инструкции. Но не чувствует цели документа. Если нужно описать, как будет работать система – напишет инструкцию, а не модель. Если нужно объяснить изменения – просто перечислит, что поменял.
Мини-кейс: «Система без связей – не система»
Компания переходит с УТ10 на УТ11. Аналитики проводят встречи, собирают требования, фиксируют доработки – и начинают их реализовывать блок за блоком: продажи, закупки, логистика. Всё делается по отдельности, качественно и точно. Но в итоге – мозаика не складывается. Блоки не взаимодействуют, заказчик теряется и спрашивает: «Как теперь работать?». Отчётности нет, сквозной логики – тоже.
Почему так произошло? Потому что каждая доработка делалась в вакууме, без учёта влияния на всю систему.
Как перейти на следующий уровень:
-
Развивать системное мышление.
-
Читать продвинутую литературу, проходить обучающие программы.
-
При возможности брать более сложные, сквозные задачи, где нужно продумывать не один блок, а логику их взаимодействия. Важно, чтобы в команде был «старший товарищ», который поможет на старте, направит, если аналитик идёт не в том направлении.
-
Учиться строить модели, а не просто описывать функции.
-
Знакомиться с основами проектного управления – чтобы понимать своё место в системе проекта.
Уровень 3: Системный аналитик
На этом уровне аналитик выходит из рамок «функционального мышления» и начинает видеть систему целиком – с её связями, пересечениями, участниками и внутренней логикой. Он уже не просто решает задачи – он формирует контекст, в котором они возникают, и может предсказать, как изменения отразятся на всей архитектуре.
-
Масштаб задач
Системный аналитик работает с информационными системами. Он осмысленно проектирует, знает, как между собой должны взаимодействовать разные функции, блоки, роли. Понимает взаимозависимости и учитывает их в своей работе. Может связать все блоки бизнеса между собой в единую цепочку. -
Отношение к задачам
Любую задачу такой аналитик рассматривает не как единичную просьбу, а как элемент системы. Он задаётся вопросами: «Куда она вписывается?», «Что она изменит?», «Какие процессы затронет?», «На кого повлияет?». Это уже принципиально другой масштаб мышления: задача – не просто озвученная «проблема пользователя», а функциональный элемент системы. -
Системное мышление
Хорошо развито. Такой аналитик способен прогнозировать последствия изменений, искать решения, которые минимизируют вмешательство, использовать уже существующие механизмы, а не лепить костыли. Умеет проектировать так, чтобы не нарушить целостность и стабильность уже построенного решения. -
Коммуникация
Ведёт беседы осознанно, понимает цели встречи, способен направлять диалог, перехватывать инициативу, структурировать сложные темы. Хорошо справляется с интервью и командной коммуникацией в проекте. -
Работа с текстом
Пишет качественные документы, особенно в части описания системной архитектуры, логики процессов, взаимосвязей и влияний. Но пока в его описаниях не хватает бизнесовой точки зрения – он фиксирует то, как работает система, а не зачем и кому она нужна.
Мини-кейс: «Обследование – всё правильно, но мимо»
Заказчик планирует перейти на новую систему учёта и просит провести обследование. Системный аналитик готовит продуманный план интервью, проводит встречи, задаёт нужные вопросы. Всё чётко, глубоко, структурно. Получается отличное описание процессов – но внутри старой системы. Аналитик сосредоточен на технической стороне, старается воспроизвести текущую логику «один в один» – без попытки понять, зачем вообще бизнес решил менять систему, чего он хочет достичь, и каких изменений в системе это требует. Результат – идеальная «переклейка» старого на новую систему, без развития и качественных изменений процессов.
Как перейти на следующий уровень:
-
Начать видеть задачи сквозь призму бизнеса, а не только системы.
-
Повышать автономность: бизнес-аналитику не нужен кто-то, кто переведёт ему бизнесовую задачу на язык 1С. Он и сам понимает бизнес, и умеет проецировать требования бизнеса на функционал учётной системы.
-
Изучать литературу о бизнесе, его целях, структуре, механизмах роста и изменения.
-
Брать более сложные комплексные задачи (например, целые этапы проектов). Участвовать в разработке дорожной карты, обосновании бизнес-решений, а не только в проектировании технического решения.
Уровень 4: Бизнес-аналитик
Это вершина развития внутри профессии аналитика. Здесь фокус полностью смещается с информационной системы на бизнес как «систему систем». Бизнес-аналитик – не просто связующее звено между пользователями и разработчиками. Он – партнёр бизнеса, который помогает формулировать цели, искать пути их достижения и трансформировать компанию через инструменты автоматизации. При этом на экспертном уровне знает типовой функционал различных конфигураций 1С, возможные доработки.
-
Масштаб задач
Работает с целями бизнеса. Понимает, что внедрение чего-либо – будь то ERP, BI-система или CRM – это инструмент, а не самоцель. Его внимание сосредоточено на эффективности, росте, управляемости компании. Он выстраивает путь от задачи бизнеса – к изменениям в системе. А не наоборот. -
Отношение к задачам
Видит за каждой задачей бизнес-цель: повысить маржинальность, ускорить цикл сделки, снизить издержки, улучшить клиентский сервис. И может провести деятельностную декомпозицию – разложить эту цель до уровня задач информационной системы, вплоть до конкретных интерфейсов. -
Системное мышление
Системное мышление развито максимально. Бизнес-аналитик чётко понимает взаимосвязь системы бизнеса и учётной системы. Поэтому и начинает построение последней с понимания целей и ограничений бизнеса. И только после этого проектирует учётную систему, которая будет решать конкретные проблемы компании-заказчика. При этом такой аналитик может прогнозировать эффект, который оказывает на бизнес реализация той или иной возможности учётной системы. -
Коммуникация
Такой аналитик уже не просто ведёт диалог – он помогает думать. Задаёт вопросы, благодаря которым собеседник сам для себя понимает вещи, о которых раньше не задумывался. Вытаскивает из клиента то, чего тот ещё не осознал до конца. Управляет разговором доверительно: без давления, но с ясной целью. -
Работа с текстом
Пишет «мыслящие» документы: понятные, структурные, цельные. Формирует из текста модель. Понимает, как документация влияет на проект, как её читают пользователи, заказчики, разработчики – и адаптирует под уровень их понимания.
Как помочь аналитику вырасти
Аналитик вполне в состоянии переходить между уровнями самостоятельно. Особенно если человека можно охарактеризовать как осознанного, любознательного и предрасположенного к рефлексии. Но когда росту способствует и компания – процесс идёт быстрее и осмысленнее.
В Кораде мы помогаем аналитикам развиваться внутри профессии, используя структурированный подход, который делится на две ключевые составляющие:
I. Наставничество: развитие через вопросы, практику и теорию
Цель наставничества – развить у аналитика способность думать и действовать самостоятельно, без постоянных подсказок.
1. Метод Сократа
Мы не даём готовых решений, если это не строго необходимо. Вместо этого задаём наводящие вопросы:
-
«Зачем заказчику эта функция?»
-
«Какая конфигурация 1С подойдёт и почему?»
-
«Что мы хотим получить от обследования?»
-
«Почему бизнес пришёл с этим проектом именно сейчас?»
Смысл в том, чтобы аналитик научился самостоятельно искать первопричину и решение. Иногда это требует усилий – результат может быть достигнут с третьего, пятого, седьмого раза. Но именно так появляется мышление, а не просто исполнительность.
Мы не превращаем это в игру в угадайку, не устраиваем «испытание на догадливость». Если рабочая ситуация требует прямого ответа – мы его даём. Но если можно помочь подумать – выбираем путь размышления. Потому что постоянные готовые ответы убивают навык мышления.
2. Практика через сложные задачи
Рост требует пресловутого выхода за пределы комфорта. Мы даём более комплексные, «многослойные» задачи:
-
Не просто «опиши типовой функционал», а «сделай модель бизнес-процесса под заказчика».
-
Не просто «напиши доработку», а «выяви функциональный разрыв, обоснуй доработку, проверь альтернативы».
В таких задачах проявляется настоящая аналитическая работа: нужно учитывать интересы бизнеса, понимать систему, коммуницировать, формировать смыслы.
3. Теория с рекомендациями
Мы не пускаем теорию на самотёк. В Кораде наставники активно рекомендуют:
-
книги, которые читают сами;
-
курсы, которые прошли и знают об их пользе;
-
лекции и видео, которые могут помочь аналитику.
Всё это экономит время, повышает мотивацию и даёт конкретные точки опоры в развитии.
II. Среда для роста
Даже самый сильный человек не вырастет, если будет находиться в среде, где качественный рост не ценят, за малейшие ошибки наказывают, а идеи подавляют. Мы в Кораде сознательно создаём экосистему, в которой рост аналитика – не случайность, а результат среды.
1. Качество = ценность
Ценим не только то, сколько задач закрыто, но и насколько глубоко они проработаны. Насколько понятно написаны документы. Насколько осознанный подход к обследованию выбран.
2. Безопасность для экспериментов
Аналитик может предложить гипотезу, идею, новый подход – и услышит в ответ не: «А зачем ты это придумал, если и так работает?», а «Давай обсудим». Мы поощряем гипотезы, даже если они не сработают – потому что они создают движение. Естественно, откровенно неадекватные идеи фильтруются, но жизнеспособные инициативы мы поддерживаем.
3. Постоянные улучшения – не формальность
Любой сотрудник может прийти с предложением изменить что-то в проектной методологии, внутренней технологии, структуре документов – и будет услышан.
4. Обмен опытом и знаниями
В компании регулярно проходят внутренние мини-доклады:
-
можно рассказать о книге или статье;
-
поделиться выводами пройденного курса;
-
показать, как была решена нетривиальная задача.
Это не формальность или KPI для галочки, а способ распространить рост внутри компании.
Что дальше?
Когда аналитик достигает уровня бизнес-аналитика – это уже не просто хорошая роль, а полноценный экспертный статус. Такой специалист может брать на себя сложные проекты, реализовывать системные решения, общаться на языке бизнеса и продавать свои услуги дорого. Потому что не просто «делает функционал по заданию заказчика», а приносит реальную пользу бизнесу.
Но на этом развитие не заканчивается. Конечно, можно задержаться в качестве аналитика-эксперта и продолжать приносить пользу. Но также возможны как минимум два вектора роста:
1. Руководитель проектов
Подходит тем, кто любит управлять, координировать, организовывать. Здесь важно не только понимать суть проекта, но и уметь выстраивать команду, сроки, коммуникацию с заказчиком. Всё, что накоплено на этапе аналитика – пригодится.
2. Функциональный архитектор
Выбор тех, кто хочет влиять на технологию: наставничество, методология, архитектурное мышление, участие в сложных решениях. Это путь не к администрированию, а к глубокой экспертизе и передаче знаний.
На каком бы уровне вы ни находились, помните: развитие начинается с действия. Не завтра или «когда будет свободное время». А сегодня.
Выделите 30 минут в день. Начните с книги, статьи, курса. Переосмыслите свою последнюю задачу, задайте себе вопросы: «А зачем мы это делали?», «Чего на самом деле хотел бизнес?», «А можно было по-другому?».
Это не быстрый путь, но он меняет всё. Постепенно вы увидите, как:
-
начинаете понимать бизнес глубже;
-
по-другому ведёте встречи;
-
иначе пишете документы;
-
получаете больше доверия;
-
решаете задачи осмысленнее.
В этой статье мы много раз упоминали пользу книг для профессионального развития. Обзор нескольких полезных книг для аналитика вы можете прочитать здесь.