Корада
123022, Россия, Москва, Метро «Улица 1905 года» ул. Б. Декабрьская, Дом 1 (вход со стороны двора) Москва Московская область
+7 (499) 753-77-19 info@corada.ru
58
12.08.2025

Эволюция аналитика: уровни и их критерии, способы роста, помощь в развитии

Как аналитику расти в профессии? Как годами не засиживаться на одном уровне, и есть ли вообще понятная траектория для развития? Эти вопросы особенно актуальны для сотрудников из небольших IT-команд, 1С франчайзи и консалтинговых компаний, у которых в штате нет десятка специалистов с чётким разделением ролей: "Вот эти люди – системные аналитики, это наш бизнес-аналитик. А это консультанты, аналитики 1С."

Эволюция аналитика: уровни и их критерии, способы роста, помощь в развитии
Время прочтения: ~ 20 минут 08 секунд

В таких компаниях чаще всего один человек закрывает весь цикл работы: от интервью с пользователем до формирования ТЗ и участия во внедрении.

А ведь внутри роли аналитика может скрываться целая лестница для роста: с конкретными уровнями, качественными переходами и ощутимыми результатами. Как для компании, так и для самого специалиста. Поэтому давайте разберёмся, как выглядит путь аналитика, почему многие застревают на месте, и как выстроить для себя или своих сотрудников траекторию осознанного развития.

Какими бывают аналитики – и почему они не растут

Если заглянуть в вакансии или резюме, можно увидеть различные названия: аналитик 1С, бизнес-аналитик, системный аналитик, консультант-аналитик. Мы понимаем классическое разделение аналитиков в IT и знаем, чем бизнес-аналитик отличается от системного. Но в сфере внедрения 1С (за исключением, быть может, наиболее крупных франчайзи) эти названия часто описывают одного и того же специалиста – даже если называется он как-то иначе (младший, старший, ведущий аналитик). И отличия здесь чаще всего лежат не в области функционала, а в уровне зрелости и масштабе задач.

По сути, это разные стадии развития одного и того же профессионального пути. Аналитик, который сегодня собирает требования и пишет ТЗ, может со временем стать тем, кто думает более глобально, выясняет бизнес-цели заказчика. И архитектуру решения строит, основываясь именно на них.

Поэтому уровни различаются качественно – по глубине погружения, системности, мышлению. При этом знания и умения предыдущего уровня, конечно, никуда не исчезают. Но рост здесь – не просто «наработанный опыт»: нельзя просто долгое время работать одинаково, и понимание «придёт само». Необходим изменение подхода к решению задач.

Почему переходов между уровнями так мало?

Многие аналитики годами остаются на одном уровне. И этому есть три ключевых причины:

  1. Ставка исключительно на количественные показатели. Во многих компаниях профессиональный рост измеряется объёмом: больше задач, больше часов, больше проектов. Уровень качества – лишь допуск. Если ты «делаешь нормально», этого достаточно, чтобы получать бонусы и лояльность руководства. Но на развитие времени уже не остаётся: зачем вникать глубже, если и так всё работает, и за объём задач платят больше.
  2. Нет осознания, что уровни вообще существуют. Многие аналитики не видят карты роста. У них нет понимания, что из текущей точки вообще можно куда-то двигаться. Работают «как учили» их наставники, команда. Стратегия, понимание границ своей роли и точек развития отсутствуют.
  3. Отсутствие наставник. Переход на новый уровень требует обратной связи. Нужен кто-то, кто ответит на вопросы аналитика: «Где я сейчас?», «Где могу оказаться?» и «Что для этого мне нужно подтянуть?». Без этого аналитик может долго «вариться в собственном соку», даже не зная, что можно по-другому.

Как определить уровень аналитика: 5 критериев

В статье, для оценки профессионального уровня мы будем рассматривать не профессиональные знания (хард-скиллы) – для перехода между уровнями они должны расти по умолчанию. К тому же, можно знать 1С «на отлично», но всё ещё   не быть аналитиком. Потому что качество мышления и уровень взаимодействия с задачами недостаточно развиты. Поэтому оставим хард-скиллы в стороне, и будем рассматривать пять ключевых критериев, по которым можно определить уровень аналитика:

1. Масштаб предметной области

Что находится в фокусе внимания аналитика?

  • На младшем уровне – отдельные функции: «исправить некорректно работающую печать этикетки», «добавить поле в форму».

  • На среднем уровне – информационные системы и процессы внутри них: «оптимизировать логистику между складами», «автоматизировать работу отдела продаж».

  • На старшем уровне – весь бизнес (система систем): «сократить период от получения заказа до отгрузки»». Такой аналитик сначала изучает цели бизнеса, анализирует бизнес-процессы, при необходимости предлагает улучшения. И уже основываясь на понимании бизнеса – собирает требования, выстраивает информационную систему.

Выше уровень – шире границы задачи.

2. Отношение к задаче

Разные аналитики по-разному воспринимают задачи:

  • Кто-то видит только формулировку, которую дал заказчик, и не выходит за её рамки.

  • Кто-то пытается понять контекст и потребности бизнеса: зачем нужна эта доработка, какую боль она закрывает, не является ли она следствием другой проблемы.

Уровень зрелости аналитика видно по его стремлению к пониманию ключевого смысла задачи, причины ее возникновения, а не только к её исполнению.

3. Системное мышление

Настоящее системное мышление – это умение видеть взаимосвязи, строить модели и проектировать решения, которые работают не только «здесь и сейчас», но и в рамках всей архитектуры. Простой пример:

Пользователь просит сделать загрузку остатков из Excel. Аналитик с системным мышлением спросит: а откуда берётся Excel? Возможно, оптимальнее будет сделать интеграцию с источником данных напрямую?

Такой подход требует глубины, но и решение помогает сформировать более устойчивое.

4. Эффективная коммуникация

У каждого общения есть цель – и зрелый аналитик умеет её удерживать. Он:

  • не теряет фокус разговора;

  • корректно уточняет потребности;

  • управляет диалогом (заказчики бывают разными, к каждому нужен свой подход);

  • доносит идею, а не просто слушает.

Именно благодаря этому заказчик получает не «что просил», а то, что ему действительно нужно.

5. Работа с текстом

Управление требованиями, проектная переписка, постановка задач, составление документации – всё это письменная коммуникация. Аналитик должен уметь писать ясно, логично и структурированно, добиваясь текстом поставленной цели (как и в случае с устной коммуникацией).

Хороший документ: понятный, структурированный, не содержит избыточной информации (которая затрудняет восприятие), при этом её достаточно, чтобы добиться поставленной цели.


Уровни аналитика: как отличить этапы профессионального роста

Мы уже обсудили, что у аналитика может быть несколько уровней профессионального развития, и они различаются не должностью (хотя формально мы и называем их, напомним: речь идёт именно об уровнях, названия могут быть иными), а глубиной мышления и масштабом задач. Теперь давайте разберёмся, чем отличается каждый уровень – по ключевым критериям, о которых говорили ранее.

Уровень 1: Консультант-аналитик

Начальная ступень профессии. Такой специалист, как правило, занимается простыми, точечными задачами. Он знает типовой функционал, может работать добросовестно, но – без погружения в контекст. Не потому, что не старается – просто это его реальный уровень.

  1. Масштаб задач
    Работает на уровне отдельных функций. Типичные задачи: «добавить галочку», «поменять печатную форму», «настроить типовой документ». Это запросы, которые не требуют анализа системы или поиска первопричин – просто пришли, сделали.

  2. Отношение к задачам
    Подход прямолинейный. Консультант воспринимает задачу буквально, как её озвучил заказчик, не вникая в «зачем». Если просят что-то сделать – он делает. Не пытается разобраться, как это повлияет на процессы, зачем эта кнопка вообще нужна и нет ли другого способа.

  3. Системное мышление
    Пока отсутствует. Функции видятся изолированно, как независимые элементы. О том, как функции связаны между собой, консультант задумывается редко или не задумывается вовсе.

  4. Коммуникация
    На базовом уровне. Из-за недостатка опыта и привычки вести диалоги «как в жизни», в ходе общения аналитик в основном отвечает на вопросы. Хотя чаще должен задавать их. Но на данном уровне развития, он пока что не направляет диалог, если собеседник отклоняется от главного, не уточняет цели.

  5. Работа с текстом
    Как и в случае с коммуникацией, уровень работы с текстом находится на базовом уровне. Пока что это не тексты о смыслах и цели – они скорее описательные, у них нет чёткой структуры.

Мини-кейс: «Выслушай чего они хотят»

Руководитель направляет аналитика на интервью к заказчику. Аналитик едет, проводит встречу и возвращается с большим списком пожеланий. В списке – кнопки, печатные формы, новые поля. Ни слова о целях, причинах или связях между задачами. Вся встреча – это сбор пожеланий. Аналитик и клиент – на одном уровне: они оба говорят о функциях, не обсуждая процессы. В итоге: нет модели, нет понимания, как всё это должно работать вместе. Только «лоскутное» ТЗ – набор отдельных «хотелок».

Как перейти на следующий уровень:

  • Аналитику нужно осознать, что его задача – не только знать 1С, но и понимать, зачем нужна та или иная функция.

  • Понять, что у любого процесса есть контекст: в нём кто-то участвует, он решает прикладную задачу или проблему.

  • Пройти какое-то начальное, может даже бесплатное обучение, при возможности участвовать во внутренних мастер-классах, читать базовую литературу.

  • Просить у руководителя обратную связь после встреч и обсуждений.


Уровень 2: Аналитик 1С

Следующий этап – более зрелый специалист. Он умеет разбираться в задачах глубже, ориентируется в типовом функционале на экспертном уровне. Но пока всё ещё живёт в мире «функций», хотя и более сложных.

  1. Масштаб задач
    Работает с функциональными блоками, а не с отдельными кнопками. Например, он понимает, как устроен документооборот в 1С, знает сценарии прохождения процессов в системе, может развернуть систему под нужды клиента. Но пока воспринимает блоки изолированно, а не как части одной большой картины.

  2. Отношение к задачам
    Аналитик может объяснить, зачем нужно сделать «это и это», может обосновать доработку, работает с причинами. Но всё ещё мыслит в рамках задачи: «надо, чтобы этот блок работал» – и делает его. До взаимосвязей между блоками, до логики сквозных процессов дело пока не доходит.

  3. Системное мышление
    Начинает формироваться. Появляется понимание, что всё в системе связано, что изменения в закупках могут повлиять на продажи, а доработка в логистике – на склад. Но пока что не хватает стабильности: в некоторых ситуациях системное мышление работает, а в некоторых (обычно более сложных) увидеть связи не получается.

  4. Коммуникация
    На среднем уровне. Такой аналитик умеет выстраивать разговор, задавать уточняющие вопросы, слушать и предлагать. Но общение по-прежнему ограничено рамками задачи, без связи с бизнес-целями клиента.

  5. Работа с текстом
    Грамотно пишет техническую документацию: ТЗ, описание доработок, инструкции. Но не чувствует цели документа. Если нужно описать, как будет работать система – напишет инструкцию, а не модель. Если нужно объяснить изменения – просто перечислит, что поменял.

Мини-кейс: «Система без связей – не система»
Компания переходит с УТ10 на УТ11. Аналитики проводят встречи, собирают требования, фиксируют доработки – и начинают их реализовывать блок за блоком: продажи, закупки, логистика. Всё делается по отдельности, качественно и точно. Но в итоге – мозаика не складывается. Блоки не взаимодействуют, заказчик теряется и спрашивает: «Как теперь работать?». Отчётности нет, сквозной логики – тоже.

Почему так произошло? Потому что каждая доработка делалась в вакууме, без учёта влияния на всю систему.

Как перейти на следующий уровень:

  • Развивать системное мышление.

  • Читать продвинутую литературу, проходить обучающие программы.

  • При возможности брать более сложные, сквозные задачи, где нужно продумывать не один блок, а логику их взаимодействия. Важно, чтобы в команде был «старший товарищ», который поможет на старте, направит, если аналитик идёт не в том направлении.

  • Учиться строить модели, а не просто описывать функции.

  • Знакомиться с основами проектного управления – чтобы понимать своё место в системе проекта.


Уровень 3: Системный аналитик

На этом уровне аналитик выходит из рамок «функционального мышления» и начинает видеть систему целиком – с её связями, пересечениями, участниками и внутренней логикой. Он уже не просто решает задачи – он формирует контекст, в котором они возникают, и может предсказать, как изменения отразятся на всей архитектуре.

  1. Масштаб задач
    Системный аналитик работает с информационными системами. Он осмысленно проектирует, знает, как между собой должны взаимодействовать разные функции, блоки, роли. Понимает взаимозависимости и учитывает их в своей работе. Может связать все блоки бизнеса между собой в единую цепочку.

  2. Отношение к задачам
    Любую задачу такой аналитик рассматривает не как единичную просьбу, а как элемент системы. Он задаётся вопросами: «Куда она вписывается?», «Что она изменит?», «Какие процессы затронет?», «На кого повлияет?». Это уже принципиально другой масштаб мышления: задача – не просто озвученная «проблема пользователя», а функциональный элемент системы.

  3. Системное мышление
    Хорошо развито. Такой аналитик способен прогнозировать последствия изменений, искать решения, которые минимизируют вмешательство, использовать уже существующие механизмы, а не лепить костыли. Умеет проектировать так, чтобы не нарушить целостность и стабильность уже построенного решения.

  4. Коммуникация
    Ведёт беседы осознанно, понимает цели встречи, способен направлять диалог, перехватывать инициативу, структурировать сложные темы. Хорошо справляется с интервью и командной коммуникацией в проекте.

  5. Работа с текстом
    Пишет качественные документы, особенно в части описания системной архитектуры, логики процессов, взаимосвязей и влияний. Но пока в его описаниях не хватает бизнесовой точки зрения – он фиксирует то, как работает система, а не зачем и кому она нужна.

Мини-кейс: «Обследование – всё правильно, но мимо»
Заказчик планирует перейти на новую систему учёта и просит провести обследование. Системный аналитик готовит продуманный план интервью, проводит встречи, задаёт нужные вопросы. Всё чётко, глубоко, структурно. Получается отличное описание процессов – но внутри старой системы. Аналитик сосредоточен на технической стороне, старается воспроизвести текущую логику «один в один» – без попытки понять, зачем вообще бизнес решил менять систему, чего он хочет достичь, и каких изменений в системе это требует. Результат – идеальная «переклейка» старого на новую систему, без развития и качественных изменений процессов.

Как перейти на следующий уровень:

  • Начать видеть задачи сквозь призму бизнеса, а не только системы.

  • Повышать автономность: бизнес-аналитику не нужен кто-то, кто переведёт ему бизнесовую задачу на язык 1С. Он и сам понимает бизнес, и умеет проецировать требования бизнеса на функционал учётной системы.

  • Изучать литературу о бизнесе, его целях, структуре, механизмах роста и изменения.

  • Брать более сложные комплексные задачи (например, целые этапы проектов). Участвовать в разработке дорожной карты, обосновании бизнес-решений, а не только в проектировании технического решения.


Уровень 4: Бизнес-аналитик

Это вершина развития внутри профессии аналитика. Здесь фокус полностью смещается с информационной системы на бизнес как «систему систем». Бизнес-аналитик – не просто связующее звено между пользователями и разработчиками. Он – партнёр бизнеса, который помогает формулировать цели, искать пути их достижения и трансформировать компанию через инструменты автоматизации. При этом на экспертном уровне знает типовой функционал различных конфигураций 1С, возможные доработки.

  1. Масштаб задач
    Работает с целями бизнеса. Понимает, что внедрение чего-либо – будь то ERP, BI-система или CRM – это инструмент, а не самоцель. Его внимание сосредоточено на эффективности, росте, управляемости компании. Он выстраивает путь от задачи бизнеса – к изменениям в системе. А не наоборот.

  2. Отношение к задачам
    Видит за каждой задачей бизнес-цель: повысить маржинальность, ускорить цикл сделки, снизить издержки, улучшить клиентский сервис. И может провести деятельностную декомпозицию – разложить эту цель до уровня задач информационной системы, вплоть до конкретных интерфейсов.

  3. Системное мышление
    Системное мышление развито максимально. Бизнес-аналитик чётко понимает взаимосвязь системы бизнеса и учётной системы. Поэтому и начинает построение последней с понимания целей и ограничений бизнеса. И только после этого проектирует учётную систему, которая будет решать конкретные проблемы компании-заказчика. При этом такой аналитик может прогнозировать эффект, который оказывает на бизнес реализация той или иной возможности учётной системы.

  4. Коммуникация
    Такой аналитик уже не просто ведёт диалог – он помогает думать. Задаёт вопросы, благодаря которым собеседник сам для себя понимает вещи, о которых раньше не задумывался. Вытаскивает из клиента то, чего тот ещё не осознал до конца. Управляет разговором доверительно: без давления, но с ясной целью.

  5. Работа с текстом
    Пишет «мыслящие» документы: понятные, структурные, цельные. Формирует из текста модель. Понимает, как документация влияет на проект, как её читают пользователи, заказчики, разработчики – и адаптирует под уровень их понимания.


Как помочь аналитику вырасти

Аналитик вполне в состоянии переходить между уровнями самостоятельно. Особенно если человека можно охарактеризовать как осознанного, любознательного и предрасположенного к рефлексии. Но когда росту способствует и компания – процесс идёт быстрее и осмысленнее.

В Кораде мы помогаем аналитикам развиваться внутри профессии, используя структурированный подход, который делится на две ключевые составляющие:

I. Наставничество: развитие через вопросы, практику и теорию

Цель наставничества – развить у аналитика способность думать и действовать самостоятельно, без постоянных подсказок.

1. Метод Сократа

Мы не даём готовых решений, если это не строго необходимо. Вместо этого задаём наводящие вопросы:

  • «Зачем заказчику эта функция?»

  • «Какая конфигурация 1С подойдёт и почему?»

  • «Что мы хотим получить от обследования?»

  • «Почему бизнес пришёл с этим проектом именно сейчас?»

Смысл в том, чтобы аналитик научился самостоятельно искать первопричину и решение. Иногда это требует усилий – результат может быть достигнут с третьего, пятого, седьмого раза. Но именно так появляется мышление, а не просто исполнительность.

Мы не превращаем это в игру в угадайку, не устраиваем «испытание на догадливость». Если рабочая ситуация требует прямого ответа – мы его даём. Но если можно помочь подумать – выбираем путь размышления. Потому что постоянные готовые ответы убивают навык мышления.

2. Практика через сложные задачи

Рост требует пресловутого выхода за пределы комфорта. Мы даём более комплексные, «многослойные» задачи:

  • Не просто «опиши типовой функционал», а «сделай модель бизнес-процесса под заказчика».

  • Не просто «напиши доработку», а «выяви функциональный разрыв, обоснуй доработку, проверь альтернативы».

В таких задачах проявляется настоящая аналитическая работа: нужно учитывать интересы бизнеса, понимать систему, коммуницировать, формировать смыслы.

3. Теория с рекомендациями

Мы не пускаем теорию на самотёк. В Кораде наставники активно рекомендуют:

  • книги, которые читают сами;

  • курсы, которые прошли и знают об их пользе;

  • лекции и видео, которые могут помочь аналитику.

Всё это экономит время, повышает мотивацию и даёт конкретные точки опоры в развитии.

II. Среда для роста

Даже самый сильный человек не вырастет, если будет находиться в среде, где качественный рост не ценят, за малейшие ошибки наказывают, а идеи подавляют. Мы в Кораде сознательно создаём экосистему, в которой рост аналитика – не случайность, а результат среды.

1. Качество = ценность
Ценим не только то, сколько задач закрыто, но и насколько глубоко они проработаны. Насколько понятно написаны документы. Насколько осознанный подход к обследованию выбран.

2. Безопасность для экспериментов
Аналитик может предложить гипотезу, идею, новый подход – и услышит в ответ не: «А зачем ты это придумал, если и так работает?», а «Давай обсудим». Мы поощряем гипотезы, даже если они не сработают – потому что они создают движение. Естественно, откровенно неадекватные идеи фильтруются, но жизнеспособные инициативы мы поддерживаем.

3. Постоянные улучшения – не формальность
Любой сотрудник может прийти с предложением изменить что-то в проектной методологии, внутренней технологии, структуре документов – и будет услышан.

4. Обмен опытом и знаниями
В компании регулярно проходят внутренние мини-доклады:

  • можно рассказать о книге или статье;

  • поделиться выводами пройденного курса;

  • показать, как была решена нетривиальная задача.

Это не формальность или KPI для галочки, а способ распространить рост внутри компании.


Что дальше?

Когда аналитик достигает уровня бизнес-аналитика – это уже не просто хорошая роль, а полноценный экспертный статус. Такой специалист может брать на себя сложные проекты, реализовывать системные решения, общаться на языке бизнеса и продавать свои услуги дорого. Потому что не просто «делает функционал по заданию заказчика», а приносит реальную пользу бизнесу.

Но на этом развитие не заканчивается. Конечно, можно задержаться в качестве аналитика-эксперта и продолжать приносить пользу. Но также возможны как минимум два вектора роста:

1. Руководитель проектов
Подходит тем, кто любит управлять, координировать, организовывать. Здесь важно не только понимать суть проекта, но и уметь выстраивать команду, сроки, коммуникацию с заказчиком. Всё, что накоплено на этапе аналитика – пригодится.

2. Функциональный архитектор
Выбор тех, кто хочет влиять на технологию: наставничество, методология, архитектурное мышление, участие в сложных решениях. Это путь не к администрированию, а к глубокой экспертизе и передаче знаний.

На каком бы уровне вы ни находились, помните: развитие начинается с действия. Не завтра или «когда будет свободное время». А сегодня.

Выделите 30 минут в день. Начните с книги, статьи, курса. Переосмыслите свою последнюю задачу, задайте себе вопросы: «А зачем мы это делали?», «Чего на самом деле хотел бизнес?», «А можно было по-другому?».

Это не быстрый путь, но он меняет всё. Постепенно вы увидите, как:

  • начинаете понимать бизнес глубже;

  • по-другому ведёте встречи;

  • иначе пишете документы;

  • получаете больше доверия;

  • решаете задачи осмысленнее.

В этой статье мы много раз упоминали пользу книг для профессионального развития. Обзор нескольких полезных книг для аналитика вы можете прочитать здесь. 

Корада
123022, Россия, Москва, Метро «Улица 1905 года» ул. Б. Декабрьская, Дом 1 (вход со стороны двора) Москва Московская область
55.764649244784 37.559671178647
+7 (499) 753-44-18 info@corada.ru с 9:00 до 19:00 от 2200 рублей/час
Корада.Санкт-Петербург
ул. Новорощинская, д. 4, офис 631-1. (Бизнес-центр "Собрание") Санкт-Петербург Ленинградская область
59.884476857031 30.326848246033
+7 (812) 5000-9-12 spb@corada.ru с 9:00 до 19:00 от 2200 рублей/час