- Вы простите, пожалуйста, все договоренности в силе, нам проект нужен, ничто не забыто и не отменено. Просто у нас тут клиенты должны были прислать 12 миллионов, а прислали 6... сами понимаете, приоритеты в пользу зарплаты, налогов, так что ждем. Как только нам все оплатят, мы сразу, нам надо.А мы говорим своим подрядчикам:
- Извини, все оплатим, не сомневайся. Работы будут точно. Вот со дня на день, с недели на неделю нам прислать оплаты должны - вот как только, так сразу и мы вам платим.Не сомневаюсь, что аналогичная ситуация уровнем выше (клиенты наших клиентов тоже чего-то ждут), и уровнем ниже (наши подрядчики тоже кому-то не платят). Выходит, у всех проблемы с бюджетом. У всех разного масштаба, но суть одинаковая.
Потребность в автоматизации
При этом потребность в автоматизации, в решении текущих накопившихся проблем или глобальных вопросов, никуда не пропала. Скорее, наоборот: при ухудшении общей экономической ситуации автоматизация процессов, оперативный учет затрат, расчет себестоимости в разрезе партий, ускорение принятия решений важнее чем когда-либо. Итак, бюджет уменьшился, а задачи умножились. Где же выход? ...В любом проекте автоматизации бизнеса есть два граничных варианта:
- использовать типовое решение и "подгонять" бизнес-процессы компании под это типовое решение;
- создавать учетную систему "под себя" и свои потребности.
Во втором случае мы имеем дело с комплексным проектом разработки и внедрения, а это означает полный цикл работ, от обследования и описания бизнеса клиента до разработки системы и ее запуска.И понятно, что этот вариант гораздо дольше и дороже.
Между двумя полюсами
Когда стоит подумать про разработку «под себя», а когда – попытаться удовлетвориться типовым функционалом?
Разработать 1c систему под свои требования | Внедрить типовой продукт 1с |
Крупный или средний бизнес | Микро, малый и средний бизнес (крупный – редко) |
Бизнес-процессы стабильны, и должны работать именно так, как работают | Бизнес-процессы не зафиксированы, их можно перестроить, людей переучить работать по-новому |
Есть ресурсы для проекта (финансовые, людские) | Мало ресурсов (сложно выделить финансирование, нет возможности выделить руководителя проекта) |
Сфера деятельности или процессы диктуют особые требования (по производительности, интеграциям, удобству работы и т.д.) | Все требования и процессы стандартные (например, розничная торговля) |
Между двумя этими полюсами бесконечное множество вариантов: "вот это мы будем использовать, как есть в поставке 1С, а вот это заточим под себя напильником". С самого начала наша компания специализировалась именно на "втором варианте" в максимальном его проявлении заказной разработке.
Название нашей услуги звучало так: "вам что-то нужно, но не знаете, что? Приходите к нам, мы это обследуем, опишем, и сделаем". А на вопрос "что вы можете на 1С разработать?" я всегда отвечал: "да хоть шахматы, притом они будут весьма прилично играть".
Такие проекты получаются достаточно дорогими и долгими, зато на выходе стопроцентное соответствие существующим бизнес-процессам заказчика. Что, кстати, совсем не всегда хорошо - бизнес-процессы-то иногда стоит поменять.
Проектами, находящимися на другом полюсе шкалы "типовое - написанное под себя", мы раньше вообще не занимались. Причины:
- так сложилось исторически (как я писал, мы с самого начала специализировались на "тяжелых" проектах разработки, сотрудники и процессы были ориентированы именно на это;
- в случае запуска типового решения от 1С, есть только часть, связанная с внедрением, а она часть, связанная с внедрением решения (в случае "запускаем типовое" есть только она), требует совершенно других компетенций и человеческих ресурсов. Делать эту работу с программистами и архитекторами - не в радость ни программистам, ни клиентам.
Что же мы наблюдаем?
Объем таких проектов постоянно растет. И сейчас, в кризис, их становится все больше. Пропорция "большая разработка""внедрение типового" постепенно сдвигается в сторону последнего.И это логично: бюджет существенно меньше, результат получается гораздо быстрее, а ведь главное в нашей экономической ситуации - именно быстрый результат за небольшие деньги.
Компании приходят с разными начальными вводными:
- у кого-то вообще не было 1С, и им нужно все с нуля поставить, настроить, обучить (трудно поверить, но такое бывает :));
- у кого-то наши коллеги-конкуренты начали внедрение, только оно заключалось в "продать коробку", и система так и не заработала как надо;
- у кого-то все хорошо и работает, но есть изменения в бизнесе (новые подразделения, направления деятельности).
Порядок стоимости типового внедрения может быть таким:
- внедрение 1С:Розницы на 4 торговые точки, с настройкой обмена с 1С:Управление торговлей, обучением персонала и подключением торгового оборудования - 80 000 р.
- внедрение 1С:Управление торговлей 11 (с обучением, настройкой, и поддержкой в течение месяца, в компании из 10 человек), 40 000 р.
- внедрение 1С:Бухгалтерия (с обучением, настройкой и поддержкой в течение месяца), 25 000 р.
- Мы уже пробовали (нам рассказывали друзья/коллеги/конкуренты), 1С "из коробки" никогда не подходит, нужно сажать программиста, который будет ее все время дорабатывать, или нанимать компанию, а это ХХХХХ рублей в месяц.Так вот, "пилят напильником" те, кто не знает, как должна работать 1С, и как настроить ее для нормальной работы. Кто не может объяснить и научить. Вот у них да, руки сразу тянутся к напильнику, а то и рашпилю открыть конфигуратор, и начать программировать. А ведь дело за малым. Нужно всего-то:
- клиенту - прислушаться к внедренцу и научиться использовать типовой функционал;
- исполнителю - грамотно настроить типовую 1Ску, грамотно и доходчиво объяснить, показать, как работать, и обеспечить помощь во время освоения