Могут ли два человека с разными ценностями ужиться?
Представим себе недавно познакомившихся мужчину и женщину. Строго пунктуального человека, который везде приходит вовремя и делает все, что обещал, и совершенного раздолбая, который везде и всегда опаздывает. Не будем уточнять, кто из них – кто, нам это сейчас не важно.
Пунктуальность (или ее отсутствие) – это ценность, воспитанная родителями, или «выученная» за годы жизни и работы. Поменять это быстро, скорее всего, не получится.
Если во всем остальном они друг другу подходят, вероятно, они смогут смириться с одним, даже существенным, расхождением в ценностях.
А если они еще и по-разному смотрят на развитие и обучение, на то, как проводить свободное время, куда ездить отдыхать, чем питаться, на воспитание детей (и вообще нужны ли дети)? Если много ценностей/убеждений двух человек не совпадает, вместе они вряд ли долго останутся. Ну или это будет постоянный ад для двоих.
Если большая часть ценностей людей совпала, то им комфортно вместе, будь это муж с женой, или компания друзей.
Ценности человека – это его внутренние убеждения, приоритеты, привычки.
Перейдем к бизнесу.
Итак, есть компания, которая никогда не думала о ценностях. Не пыталась их описать и формулировать.
Но они все равно есть.
Ценности компании – это усредненные, обобщенные ценности всех людей, которые ее составляют. Очевидно, что руководство и учредители сильнее вкладывают свое мировоззрение, а рядовые сотрудники в меньшей степени, но все вместе они создают какую-то массу привычек типа «здесь так делать не принято», «а вот это тут круто и поощряется».
В компании комфортно работать, если в целом ценности у всех совпадают. При этом не важно, какие они именно, главное, что они одинаковые. Бывает, что компанию основывает бывший военный, в ней царит строгость и «устав». И это совсем не похоже на яндекс, или хипстеров в коворкинге. Но тем не менее, компания успешно работает, привлекая именно тех людей, которым так работать комфортно (например, бывших военных, силовиков, сотрудников органов).
Если разные ценности транслируют разные учредители, или разные руководители, компанию разрывают конфликты.
- Итак, ценности компании – это принятые нормы поведения, принципы принятия решений, гласные и негласные правила «как правильно и как неправильно поступать» здесь.
- Ценности человека – его личные жизненные установки, как поступать или не поступать в разных ситуациях, как относиться к тому, что происходит вокруг, и к себе в связи с этим.
Если ценности компании в целом совпадают с ценностями сотрудника, комфортно работать вместе обеим сторонам.
Человеку нравится ходить на работу, ему понятны требования, подходы, происходящее видится ему логичным и верным. Например, с него требуют иметь план развития, оплачивают ему курсы и отправляют на сертификации, а он этого и хочет, ему в радость. Компании тоже хорошо – приятно взаимодействовать по работе и не только, коллегам, подчиненным и руководству. Для того, чтобы создать такую монолитную среду, эти самые ценности нужно выявить (понять какие они здесь исторически сложились), сформулировать, и четко записать. После чего опираясь на ценности писать вакансии, искать людей, собеседовать людей, принимать их на работу, развивать, управлять проектами, общаться с клиентами, вести сделки, и даже расставаться с сотрудниками и клиентами.
Идём дальше. Ценностями можно (и нужно) управлять.
Поменять вообще все ценности сложно (если только развалить всю компанию, распустить коллектив, и клиентов и начать «с нуля»). А вот внести коррективы – можно. Есть идеальная картина, какими мы должны стать. Есть то, какие мы сейчас. Нам нужно пройти путь от точки А до точки Б, это касается проектов, клиентов, показателей, и ценностей тоже.
Мы сейчас делаем именно это. Меняем свои установки. У себя на сайте, в своих правилах и регламентах, самое сложное – у себя в голове. Наши задачи – повысить качество работы (во всем, от обработки входящего обращения и документооборота, до выполнения проектов и оказания техподдержки). Создать работающую стабильную систему, выдающую качество день за днем. Систему, производящую довольных клиентов и деньги.
Мы определили для себя стратегию и поняли, что не сможем достичь своих целей, оставаясь при текущих ценностях или текущем уровне их внедрения. Мы подумали о том, какими мы должны быть, чтобы смочь все то, что запланировали, но при этом остаться собой, не отступить от того замысла, с которым создавалась компания. Мы записали это и теперь будем стремимся соответствовать. Именно для этого мы теперь внедряем (постепенно изменяем) ценности - корректируем то, «как сейчас принято» жить, работать, относиться к клиентам и работе.
Мы можем отказать клиенту, потому что он не соответствует нашим ценностям, хочет от нас того, что мы не делаем. И можем отказаться работать с человеком, по тем же самым причинам.